Полезные статьи

Карданный вал

Неотъемлемая часть трансмиссии полноприводных и заднеприводных автомобилей – карданный вал. Без этого важного узла автомобиль не сможет передвигаться. Поговорим подробно о конструкции и неисправностях «кардана».
Карданный вал переадресовывает вращение на редуктор ведущих колес от коробки передач или «раздатки». В связи с тем, что редукторы и коробка передач размещены в разных плоскостях, и к тому же при работе подвески постоянно меняют свое положение – их невозможно жестко соединить. Карданный вал, должен обладать свойствами передавать вращательный эффект при ходе подвески и изменении углов и дистанций между механизмами.
КОНСТРУКЦИЯ И ВИДЫ КАРДАНОВ.
Длинная полая трубка, которую называют центральным валом, трубчатый вал (или валы), подвесной подшипник, шлицевое соединение, эластичная муфта и шарниры угловых скоростей – составляющие этого наиважнейшего узла. Устройство выглядит просто. Бывают однотрубные карданы, а когда передача должна быть длинной, ее делают многовальной. Такая конструкция выглядит как несколько соединенных между собой подвижных труб. Шарниры угловых скоростей служат для сопряжения между собой частей кардана. Их минимум два у однотрубных и больше составных многотрубных валов. Самые частые в использовании - крестовины – так называют шарниры неравных угловых скоростей. На концов валов и фланца располагается вилка для каждой крестовины (ведомая и ведущая). Между ними – крестовина с 4-мя наконечниками, в каждом из них – игольчатый подшипник. Для фиксации в конструкции запроектированы пазы и шлицы.
Асинхронный тип кардана – карданы с крестовинами. Такой кардан отличается неравномерным вращением ведомой вилки по отношению к ведущей. (за один круг ведомая вилка дважды ускоряется и дважды замедляется)
Синхронный тип – это карданы со ШРУСами – шарнирами равных угловых скоростей (похожие на те, что применяют в приводе передних колес). Принцип их работы – перекатывающаяся в специальных канавках шарики, которые соединяют вилку с несколькими лопастями. Такие карданы дороже асинхронных и создают меньше вибрации, чем первые.
Для того чтоб изменять длину (в требуемом пределе) в состав конструкции вала входит шлицевое соединение. В составных конструкциях подвесной или опорный подшипник служит для стабильного вращения и поддержки карданного вала. Эластичная муфта служит для снижения рывков и вибрации и защищают трансмиссию от нагрузок.
НЕИСПРАВНОСТИ И РЕМОНТ.
• При износе крестовины ПОЯВЛЯЕТСЯ ВИБРАЦИЯ ПРИ РАЗГОНЕ, ПРИ ТРОГАНЬИ – ЩЕЛЧКИ И ЗВОНКИЙ СТУК. Поможет только замена крестовины. Такие же симптомы появляются при износе шлицов карданного вала (Необходима замена вала, либо замена модуля со шлицами) и при ослаблении болтов, которые крепят вал к фланцам – необходимо их затянуть.
• СКРИП при работе зависит от угла работы. Причиной может послужить зажатая крестовина карданного вала (необходимо заменить шарнир) или заклинившийся ШРУС. В этом случае иногда необходима смазка и переборка, при значительном износе – заменить шарнир.
• ВИБРАЦИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ может возникать из-за разбалансировки. Такое случается при замене составных частей и неправильной сборке. Изношенные шарниры требуют замены – это так же нарушает плавность в работе крестовин. Возможно необходимо смазать шлицевые соединения. Так же проверьте механические повреждения.
• ВОЙ И СВИСТ возникают при износе подвесного подшипника.


Дата размещения 10 Апреля 2023



Все новости